Баннер
Баннер


Как бороться с административным произволом?
Как часто гражданам России приходится сталкиваться с проявлением своеволия и деспотизма при выполнении руководителем или любым другим лицом своих служебных обязанностей?! Только очень верного своей профессии чиновника могут волновать проблемы простого гражданина. Но чаще всего мы встречаем равнодушие государственных органов, так как от наших просьб у чиновника работы прибавляется, а вот зарплата нет.

 

Юристы выделяют две основных причины такого поведения госслужащих: маленькие зарплаты и поведение судебной системы, в которой суд также не заинтересован в большом количестве работы.


К тому же, и чиновник, и суд знает, что максимум что может получить гражданин это моральная компенсация в размере 5000 рублей. А потому чиновникам легко нарушать закон, а гражданам не охота обращаться в суд, и проводить всю процедуру только ради пяти тысяч рублей.

 

Для того, чтобы добиться решения проблемы от чиновника, нужно грамотно подходить к делу, нужно знать кого (или чего) боится нарушитель. Для того, чтобы это понять, лучше всего обратиться к специалисту — юристу широкого профиля, который знает уязвимые места этой системы. Жалобы об административном произволе чаще всего приходится отправлять сразу в несколько инстанций.


Пожаловаться на чиновника можно тремя путями:

- непосредственно в вышестоящий орган

- в надзорный или лицензирующий орган

- судебное обжалование

 

Как правило, можно использовать все три способа параллельно. Но для того, чтобы обеспечить себе успех и восстановить свои законные права, нужно заранее выяснить:

1. доказательственную базу, на которую можно опереться

2. от чего или кого зависит чиновник, который нарушил права

3. законодательную базу наших требований и примерную судебную практику

 

Очень важно знать, свои права в борьбе с неправомерными действиями чиновников. Во-первых, оспаривать их действия нужно своевременно: сроки зависят от конкретной ситуации. Для того, чтобы жалоба была рассмотрена, она должна быть оформлена правильно: на бумаге А4, лучше всего, конечно, печатным шрифтом, текст должен быть лаконичным (2-3 страницы). В «шапке» заявления указывается точное название учреждения и ФИО должностного лица, которому направляется жалоба, Ваши данные (ФИО, телефон, почтовый адрес, на который нужно направить письменный ответ). В самом тексте жалобы не должны присутствовать эмоции. Обязательное его содержание: описание неправомерных действий должностного лица, его ФИО, должность, важные детали произошедшего случая (даты, номера документов), статьи, под которые попадает ваша ситуация, статьи закона, согласно которым вы хотите привлечь чиновника к ответственности.

 

Во-вторых, уважайте свое время и время уполномоченных инстанций, каждая из которых наделена определенной компетенцией, выход за рамки которой запрещается.

 

В-третьих, лицо, чьи действия вы считаете неправомерными, в обязательном порядке должно быть ознакомлено с вашей жалобой до суда. По закону ответ от чиновника должен поступить в течение одного месяца.

 

Четвертое, и, пожалуй, одно из главных — все претензии к чиновнику должны быть аргументированы и опираться на нормы права. Между тем современное законодательство настолько разнообразно, что порой искреннее желание «потерпевшей стороны» разобраться в нём досконально самостоятельно, без помощи юристов приводит к ошибкам, ссылкам не на нужные статьи закона и как результат – к предоставлению чиновнику формальной возможности «отписаться». Поэтому если начинать бороться с административным произволом, то под пристальным надзором юристов-профессионалов, имеющих соответствующие знания и опыт.

 

Борьба с административным произволом всегда отнимает много сил и времени, а зачастую еще и нервов. К этому надо быть готовым с самого начала. Но практика показывает, что при определенном упорстве и квалифицированной юридической поддержке восстановить справедливость чаще всего удается.