Баннер
Баннер


Сложные правовые исследования

В процессе реализации многих бизнес-проектов зачастую возникают юридические вопросы, которые в силу несовершенства законодательства или даже наличия правового вакуума не имеют однозначных ответов. Задача профессионалов – исследовать природу конкретного вопроса, провести, где это возможно, аналогии, проанализировать все «за» и «против», а после этого в доступной форме изложить соответствующие аргументы, позволяющие предпринимателю оперативно понять ситуацию и самому принять взвешенное и правильное решение.

Рекомендации, изложенные на бумаге по результатам исследований, со ссылками на законодательство, судебную практику, научно-практическую литературу, это, во-первых, большое подспорье для партнера: можно не бояться забыть, а иметь возможность перечитать, переосмыслить и аргументировано апеллировать оппонентам или – самое главное – на этой основе сформировать или обсудить дополнительные вопросы или идеи. Во-вторых, это и наша дополнительная ответственность перед партнерами: как известно, что написано пером…

От ошибок никто не застрахован, да и мы не претендуем на всезнание, но стремимся выполнить всегда одну общую задачу – не просто сделать вывод, но предложить его подробную аргументацию, а после этого честно держать ответ за свои слова и не отказываться от них.

Правильнее будет отметить, что, по нашему мнению, простых правовых исследований не бывает и не должно быть. Бывают достаточно сложные, очень сложные и т. п., но не простые. Убеждены, что как только вопрос становится простым до его изучения, вероятность не исследовать его полностью, расслабиться, а, следовательно, допустить ошибку при ответе вырастает в десятки раз. Любое исследование сродни игре в шахматы, где Вы с одинаковым упорством и вниманием играете как своими белыми, так и чужими черными: Вы выдвигаете аргументы, версии, сами парируете контраргументами, контрверсиями до тех пор, пока не победят «белые» или «черные»; причем в начале процесса исход поединка не ясен. Поставив же перед собой заранее простой вопрос, Вы рискуете «недооценить противника» и в результате «пропустить удар». Иногда и мы слышим от своих партнеров искренние фразы типа «у нас минутный вопрос», «у нас легкое дело». Однако, воспринимая эти «легкие вопросы» изначально по крайней мере как достаточно сложные, мы и сами по результатам исследований удивляемся не меньше партнеров, сколько в таких «легких вопросах» таилось «подводных камней», способных причинить немало вреда бизнесу или проекту.